Итак, в эфире радио «Выборы», завершающий выпуск этого электорального сезона.
Против ожиданий, было как-то не зажигательно. Избиратели не жаловались, не чудили и почти не скандалили. А кто скандалил, скандалил по бытовым вопросам - с потолка течет, во дворе лужу плохо заделали, шлагбаум мешает… Система тоже вела себя хорошо - упала всерьез всего один раз, критических багов обнаружено не было. Для первого раза в «боевых» условиях это успех. Уже полдвенадцатого я была дома. Констатирую: жизнь членов комиссии технические усовершенствования изрядно облегчили.
Вообще, если пофантазировать, мои идеальные выборы выглядели бы так:
КОИБам (автоматическим «ящикам» - комплексам обработки избирательных бюллетеней)- да,
единому электронному списку избирателей - да (лучше всего, чтобы доступ к системе был открыт каждому гражданину, позволяя ему проверить, голосовал он или нет),
электронному голосованию (т. е. электронным бюллетеням) - нет.
Ради того, чтобы не было электронных бюллетеней, я даже готова сидеть на участке по три дня каждый год.
Ну что, теперь, собственно, итоги. «Живая» явка на моем участке составила 9%, «электронная» - 17%. Значит, совокупная - 26%. Победили - на участке и в районе - исключительно кандидаты от «Единой России».
Вообще, самое удивительное в этих выборах то, что - ничего удивительного.
Сколько было разговоров о том, что спецоперация все перекроила, что общество раскололось, что мир уже никогда не будет прежним… Электоральное поведение не изменилось НИ НА ЙОТУ: кто голосовал - тот голосует, кто не голосовал - не голосует. Кто был «за», не стал «против», кто был «против» - не стал «за». По-прежнему ногами на участок приходят в основном представители старших поколений, голосующие по принципу «о, вот этого я знаю!» - у меня как-то даже язык не поворачивается назвать их консерваторами или лоялистами. По-прежнему среди них некоторое - небольшое - количество поклонников коммунистов. Хотя не очень понятно, что для них значит это слово. По-прежнему электронно голосуют в основном зависимые от государства граждане - те, от кого на работе требуют прислать скриншот. Остальные - почти не голосуют.
И манипуляции в ходу всё те же: кандидаты-спойлеры, партии-спойлеры, ничего сверх.
Как ни в чем не бывало.
Какой-то сферический симулякр в вакууме.
Пока не нашла для себя удовлетворительного объяснения.
Но так или иначе, выборы закончились.
До встречи через год!
Ваше радио «Выборы».